Взрослые, как дети, заигрываются в свои игры.
В отличие от детей ни окриками, ни уговорами остановить их невозможно.
Желающему изменить ход событий приходится вступать в игру самому…
Владимир Леви «Искусство быть другим»
* * *
1-й Эпизод
Не скажу, будто не готовился к этому разговору. Напротив - осмысливал, подбирал слова, исследовал причины для того, чтобы в решающий момент (а разговор обязательно должен был произойти) моя аргументация выглядела безупречно. И вот беседа началась. Стихийно и вместе с тем, как и все, ожидаемое долгое время, спровоцировано. Рассказывая ей о своих чувствах, о ее роли в моей жизни, я вместе с тем, как бы исподтишка неуклонно подводил разговор к итогу, к мысли, четко сформировавшейся в моем мозгу.
- Пойми, дорогая, все твои поступки, оговорки… не вербально ты буквально кричишь мне об одном, об одном и том же: «Дима, прошу тебя, не делай, ни в коем случае не делай меня счастливой!».
Я замолчал, в надежде, что сказанное дойдет до нее и поразит так сильно, как ранее поразило меня. Затаив дыхание, я ждал реакции. Любой: растерянности, испуга, озарения, удивления, неверия. Любой, но не такой. Спокойно, без тени напряжения подняв свои глаза, любимая тихо прошептала:
- Да.
Экскурс в историю
Те, кто получает нашу рассылку или просто следит за нашим порталом уже давно, наверное, помнят мою статью о мужественности под броским названием: «Я – Хозяин». Получив довольно много лестных отзывов о ней, я понял, что попал в точку.
Возможно, это не относится к писателям бульварных романов и детективов, хотя, думаю, и они пришли к тому же выводу – созданное тобой произведение, через некоторое время начинает жить своей собственной жизнью. Взрослеет, умнеет или наоборот глупеет как будто самостоятельно, независимо от автора. Понимаю, это отдает мистикой, но через некоторое время, статья, подкрепившись сторонними одобрениями, начала учить жить меня самого. Жить, любить, ухаживать за девушками. Раз за разом перечитывая ее, я находил все новые и новые крупицы мудрости, все более тонкие и глубокие советы и, поражаясь собственной глупости и слепоты в жизни, с отцовской гордостью взирал на найденное в творчестве.
Тем, кто не знаком с содержимым этого произведения, кратко расскажу: в нем мной была предпринята попытка проанализировать причины собственных неудач во взаимоотношениях с противоположным полом и дать определение тому, что такое мужественность. Если говорить кратко и грубо (иначе было бы проще процитировать всю статью от начала до конца), то мужчина, по-моему - это игрок, который с чувством хозяина в душе и легким азартом победителя, как маленький бог строит отношения с любимой. Где-то нажмет, когда это нужно женщине, где-то отпустит, в чем-то пойдет на поводу, а из-за чего-то будет готов сражаться до конца. Опять же, ставя во главу не личные интересы, не подменяя необходимость собственными нуждами, а ориентируясь на пользу любимого человека.
Наверное, само название статьи сбило меня с толку - Хозяин. Не знаю. Но в какой-то момент, видимо, чувствуя, что упускаю инициативу, я решил прибегнуть к давлению – свидетельству слабости - тогда, когда это никому из нас не было нужно.
Ближе к делу.
Думаю, что это не только моя ошибка. Более того, лучшие из тех мужчин, которых я знаю, неоднократно разбивались о те же преграды. Как вести себя, когда не хочешь выглядеть тряпкой, не имеющей воли, и одновременно не стать тираном? Как? Сколько ребят в отчаянии били посуду и кулаки о стены в кровь, не имея ни сил ни мудрости найти золотую середину между: «Ну, ты же мужчина, придумай сам что-нибудь!» и «Я свободный человек, перестань все решать за меня!». Чего они вообще хотят, эти женщины? Вот уж поистине культовый вопрос.
После выхода в свет статьи «Я – хозяин» меня неоднократно спрашивали: «Дим, ну, все-таки, что такое «мужественность»? Каким должен быть мужчина? Как вести себя? Кем, в конце концов, выглядеть?». И опять, раз за разом цитируя уже написанное, я повторял: «Мужчина – это, прежде всего, игрок. Маэстро человеческих взаимоотношений».
Правила игры.
Раз уж я коснулся этой темы, давайте вместе проанализируем, что такое Игра, как в нее играть и что необходимо делать, чтобы не потерпеть фиаско. Ведь легко сказать: «Мужчина – это игрок». Труднее понять, пережить, что это значит. Я прибегну к ассоциациям и на примере шахмат постараюсь обрисовать возможные ошибки и неудачи ребят, претендующих на звание гроссмейстеров, а вы уж сами проведите параллели и найдите примеры в собственных судьбах.
Возможно, это чисто мужская, субъективная позиция и с реальностью не имеет ничего общего, но мне кажется, что в отношениях Мужчина-Женщина главную и решающую роль играет все же мужчина. При всем уважении к слабому полу. Почему я так считаю? Потому что мне так удобнее, это возлагает на меня всю ответственность за успехи и неудачи в отношениях и вынуждает работать, расти, думать. В данном случае для меня не важна истина – я гроссмейстер. Вернее, хочу им стать и в связи с этим должен знать об ошибках, которые могут подстерегать на этом пути.
Итак, игра началась. Я – знаток и ценитель шахмат, она… ее уровень нам неизвестен. Но уж наверняка ниже моего. Мне так кажется. Я как всегда: Е2-Е4. Она… «Нет-нет, дорогая, поставь, это неудачный ход. Ходи вот так». Я. Она… «Да нет же. Поставь. Вот сюда будет лучше». Я. Она… «Ну, подумай. Нет. Нет. Вот. Уже лучше». Я. Она… «Любимая, послушай, только не обижайся…».
Как долго и как часто ваша любимая девушка будет играть с вами в шахматы?
Тут важно сразу дать ей понять, что вы в шахматах дока, а она ничтожество. Нет, не так грубо – новичок. При малейшей ее ошибке давайте полный анализ слабых сторон ее хода. Причем, неважно просит она вас об этом или нет. Вы мастер и она должна знать свое место. А то ведь так ничему и не научится. А, получая от вас жесткую, но, естественно, конструктивную критику, она обязательно начнет играть хорошо. Если будет продолжать.
Ведь будет?
«Если уж мы сели играть в шахматы, то, как минимум, ты должна…». Соблюдать правила игры, скажете вы. Согласен. Конь ходит буквой Г, офицер по диагонали и так далее. Но чтобы было удобнее играть вам, можно добавить к правилам игры: играть на таком то уровне сложности, выражать высокий уровень заинтересованности, не отвлекаться и не смотреть по сторонам, хвалить ваши удачные ходы. К игре это относится постольку поскольку, но ведь мастер вы и поэтому вы знаете как надо.
А она не знает, правда?
Всегда побеждайте. Всегда. Быстро и с показной легкостью. Она вообще должна гордиться, что рядом с ней Супер. Гордиться и ценить.
К чему ты клонишь?
К тому, что для того, чтобы игра стала интересной, необходимо создать заинтересованность у обоих игроков. А этого не сделать, контролируя каждый ее шаг, постоянно критикуя за ошибки и неудачи, манипулируя ей, используя ее хорошее отношение к вам для приобретения дополнительных выгод, подминая ее под себя, демонстрируя собственную значимость и пренебрегая значимостью ее. И вообще, ставя себя выше ее в своих мыслях. Как минимум, в таких случаях вы получите пассивного, неинтересного игрока. Как максимум – она уйдет от вас и перестанет подходить к телефону, когда вы звоните, чего я ей искренне желаю. А вы… можете, в конце концов, сыграть с компьютером.
Но если вас такой исход не устраивает, создайте ее заинтересованность, ее удовольствие. Ее восторг и азарт. Как это сделать? Прежде всего, получая удовольствия самому. Это создаст интригу и желание присоединиться. Кому захочется учиться игре у человека, которому она не приносит удовольствия? И поэтому выразительный кайф, легкость и намек на нечто большее в самом начале - фундамент дальнейших успехов для обоих. А дальше, чтоб поддержать заинтересованность, необходимо допускать как можно меньше ошибок (о некоторых из них я писал выше), знать конечную цель (и если это всего лишь ход ладьей, то, может, стоит заняться чем-нибудь попроще?) и всегда находиться выше игры. Не выше девушки, не выше любви - выше игры. Изначально как можно более снизить возможную болезненность проигрыша. Не нужно относиться к этому слишком серьезно. Играть с человеком все время раздражающимся при неудачах, волнующимся перед очередным ходом, дико злящимся на себя при малейших на то причинах просто страшно и неинтересно.
Как-то путано у тебя все получается.
Чтобы понятнее рассказать о возможностях игры, постараюсь для примера создать один из вариантов. Итак, в наличии:
Пешки – рядовые запросы, поступки, претензии, понятия.
Офицеры – Внешность. Тело и одежда.
Конь – неожиданные и непрогнозируемые поступки, удачные решения.
Ферзь – самые сильные и яркие личностные стороны, характеристики.
Ладья – традиционные качества, требуемые обществом от мужчины (женщины) и привилегии, ему даруемые. Сила, способность обеспечить семью, коммуникабельность, ужин на столе, порядок в доме (красота, нежность, обаяние, умение воспитывать детей, новая сумочка раз в три месяца, возможность быть домохозяйкой).
Король – слабые места (у разных людей разная).
Готовы? ПРИСТУПИМ!
ОНА - продвижение пешки – если начал встречаться с ней, то только с ней. Флирт, походы в театр, кафе-бары с другой расцениваются, как предательство. Если хочешь продолжать играть, приходится мириться.
ТЫ – продвижение пешки – то же. Плюс теперь она знает, что как минимум три раза в неделю после семи вечера ты можешь придти к ней. Лучше подождать.
ОНА - выдвигает офицера – Сексуальное голубенькое платьице, новая прическа или трюк в макияже. Как она хороша! – ее позиции усиливаются.
ТЫ – выдвигаешь офицера – Тебе сложнее. Можно тоже сменить прическу, купить костюм или просто пару дней не побриться. Можно закатать рукава – вид твоего бицепса возбуждает ее воображение (хотел бы я такое сказать про себя), а также воображение ее подружек.
ОНА или ТЫ – Рокировка. Прячем на время тайны и слабые места. Прежде чем соперник (назовем это так) доберется до них, он уже будет знать о большинстве твоих достоинств. Всему свое время.
ОНА – Внезапный ход конем – сменила работу. Теперь будет получать вдвое больше, чем ты и общаться с самыми интересными и успешными в городе людьми. Вот это ход! Ситуация критическая. Нет никакого смысла оспаривать ее передвижение, кроме раздражения это не принесет ничего. Под ударом несколько твоих фигур, на выбор. Лучшее, что можно придумать – защитить самые стратегически важные из них и попытаться улучшить собственное положение на доске. Например, саморазвитием.
ТЫ – жертва ладьи – на доске такая стабильность, что тянет на окаменение. Все ее и твои фигуры под прикрытием, свободные клетки под ударом, перышку некуда упасть. Можно, конечно, тупо переставлять короля с места на место и ждать кто первый, но… ты поступаешься своими привилегиями, идешь на откровенность, подставляешься, говоря ей, как много она для тебя значит. Твоя фигура бита. Но что это? - Обстановка разряжена, появились возможности для продвижения. Кажется не все еще потеряно.
ОНА – жертва ферзя – Всегда с благоговением замираю от таких ходов. Лично у меня всегда проблемы с такими жертвами. Если уж теряю королеву, то от безысходности. А тут. Свои интересы, характер, планы в жизни. Ради тебя. На такие жертвы. Наверняка любит. И все же посмотри вокруг. Быть может (Конечно, не в этот раз. Она на такое не способна!) это всего лишь засада на нетерпеливых любителей похвастаться очередной победой?
Мат – не важно кто кому его поставил. Помним, что это не конец. Это всего лишь завершение какого-то этапа. Если игра интересна обоим, будет следующий. Будет. Наверняка более интересный и захватывающий этап в жизни. «Любящие после праздника любви должны расставаться с чувством восхищения друг другом, быть побежденными в той же мере, что и победителями». (Г.Гессе «Сиддхартха»)
Скажите, что отличает настоящую Игру от хладнокровной манипуляции? Думаю, это уровень партнеров и их желание участвовать в игре. У игроков он приблизительно одинаков. И еще. Ходы бывают не только удачными и остроумными. Думаю, это все понимают. Есть бесполезные, ошибочные и просто катастрофические передвижения. И все же помним – это просто ходы. Игрок, он никогда не бывает на доске, он за доской. И если в очередной раз вы проиграли, поблагодарите судьбу за урок, проанализируйте ошибки и начинайте новый тур с новыми знаниями. Желаю успехов.
И причем здесь счастье?
Да, конечно. Когда я задумывал эту статью, мне хотелось лишь донести до читателей далеко не новую, но все же многими (в том числе и мной) порой забываемую мысль: "Никто никого не может сделать счастливым". Человек становится счастливым сам. Однако в процессе обдумывания я пришел к некоторому дополнению. Да, я не могу сделать девушку счастливой. Не могу. Но в моих силах создать ситуацию, которая увлечет ее, поможет поверить в себя, наполнит радостью жизнь и тогда… да, именно тогда ОНА САМА станет счастливой.