С тех пор, как я сделал зависть предметом своего профессионального интереса, мне непрестанно приходится сталкиваться с тем, что люди (не важно - психологи или их клиенты) делят ее, как минимум на две цветовые категории: черную и белую.
Это тем более удивительно, что в отношении других чувств подобного расщепления профессионалы не допускают. Нет, скажем, сиреневой злости, коричневой вины, зеленого стыда или оранжевого отчаяния.
Нечто подобное я обнаружил лишь в отношении грусти - ее и правда иногда называют грустью светлой. Но на мой взгляд этим словом обозначают лишь степень переносимости переживания (так, светлая грусть - это то, что переживается легче, проще, спокойнее и даже иногда приятнее). Но не обозначают что-то принципиально иное. Это та же грусть, только когда грустить немного хочется.
Чего не скажешь по поводу цветовой дифференциации зависти. Зависть белая и зависть черная - это как два разных психических явления. С отличной феноменологией и функциональностью.
И это расщепление, повторяю, поддерживается в том числе и многими коллегами-психологами.
Почему?
Думаю, происходит это по той же самой причине, по которой происходит любое другое психическое расщепление - субъективно неразрешимый конфликт.
Признать, что зависть бывает только одна (разумеется, разной интенсивности), а то, что выдается за зависть белую - это иные переживания и чувства (имеющие в языке даже слова специальные - восторг, уважение, восхищение, азарт, дух соперничества и так далее), значит либо согласиться с тем, что есть чувство, которого я никогда не переживаю (что с профессиональной точки зрения весьма странно), либо с тем, что я завидую завистью обыкновенной. Со всеми вытекающими, как говорится.
Много ли Вы знаете людей, которые готовы в этом признаться? В том, что они хотят уничтожить другого человека (обычно близкого) только за то, что тот имеет то, чего у них нет?
Ни для кого не секрет, что зависть крайне негативно оценивается в обществе. Ее столетиями называли матерью всех грехов. А людей, не способных ее скрыть - осуждали и отвергали. И потому нет ничего удивительного в том, что она людьми вытесняется из осознавания, как мало что другое.
Но зачем же тогда ее вообще расщеплять? Не проще ли ее просто вытеснить в бессознательное?
Думаю, проще. И столетиями (а то и тысячелетиями) она просто вытеснялась. Пока гениальные американские маркетологи не обнаружили, что страх зависти со стороны других людей (и, соответственно, разрушения с их стороны) блокирует в обществе стремление к гедонизму, богатству и демонстрации собственной успешности. Что в свою очередь негативно сказывается на продажах. И не придумали рекламные посылы:
Данная гениальная маркетинговая уловка сделала возможным существование и развитие общества потребления, рост экономики, промышленную и научную революцию. Но увела зависисть (теперь уже черную) глубоко в Тень. Откуда та, как и все неосозноваемое, продолжает сильно влиять на нашу жизнь. В том числе и мешая достичь реального успеха (это не относится к покупке таких символов успеха, как айфон - покупайте и пусть окружающие Вам завидуют ;) ).
Так вот, если Вы сталкиваетесь с такими явлениями, как:
- самосаботаж
- замедление темпов развития (карьеры или бизнеса)
- необъяснимое увеличение дистанции с близкими прежде людьми
- обилие критики, внезапно свалившейся на Вашу голову
- постоянные неудачи на фоне регулярных успехов близких и родных людей
- и подобными
на терапевтической группе "Ростки Успеха на поле Зависти" мы Таней Захарчук поможем Вам глубже соприкоснуться с этой темой, обнаружить зависть к себе и со своей стороны. А также найти творческое решение - как достичь личного успеха, не разрушаясь и не теряя близких людей. Приглашаю.
А как же тоска зеленая?