Как мне достучаться до тебя?

Автор - Трефилов Дмитрий

Пару недель назад в моей жизни произошло событие, внезапно сделавшее прежнюю картину мира (представления о прошлом, настоящем и будущем) устаревшей и неактуальной.

Я попытался отправить своим подписчикам (то есть, людям, электронные адреса которых собирал в течение нескольких лет, высылая тем бесплатные курсы и статьи по психологии) письма с предложением посетить мой обновленный блог. И внезапно обнаружил, что 98% из этих сообщений почтовые сервисы сочли за СПАМ. Сочли и отказались доставлять адресатам.

То есть, люди, которые когда-то подписались на мои статьи (подтвердив желание нажатием на соответствующую ссылку в письме), по какой-то причине перестали быть для меня доступными!

А это без малого 14 тысяч человек!

До того, как данная статистика стала мне известной, я был уверен, что обладаю огромным потенциалом для развития любого Интернет-проекта. И все, что мне необходимо сделать, чтобы дать тому старт - это сообщить о собственных планах людям, которые интересуются или хотя бы интересовались когда-то моим творчеством и идеями. Теперь же, когда взаимодействие с ними стало почти невозможным, а мои неоднократные попытки это исправить оказались тщетными, я испытал растерянность и пережил приступ бессилия. 

"Что делать?", "Как развивать сайт для мужчин дальше?" и, вообще: "Реанимировать ли его, пытаться ли вдохнуть в него новую жизнь или махнуть рукой и оставить существовать в вялотекущем состоянии, тем временем сосредоточившись на проекте для психологов B17.ru (благо доставляемость писем с этого домена на порядки выше)?"

Не знаю, замечали ли Вы, но действовать или хотя бы принимать решения в периоды пересмотра представлений о реальности не такое уж простое дело. Во-первых, мешает страх. Во-вторых, стыд. В-третьих, энергия уходит на внутренние бессознательные процессы и потому ее почти не остается на целенаправленные действия вовне, способные существенно изменить ситуацию. 

Увидев обескураживающие цифры по доставляемости, я будто оцепенел, не в силах ни отказаться от идеи продвижения сайта, ни найти способы раскрутить его.

Начинать с нуля (в любом деле) - это значит снова встречаться со страхом отвержения, стыдом, уязвимостью и ощущениями собственной некомпетентности.

Не очень-то подобная перспектива мотивирует.

Кроме того, в подобных случаях положение усугубляется еще и тем, что каждый раз, когда теряется шанс общения с кем-то значимым, исчезает не только возможность перекинуться с ним парой слов. Оказывается невозможным целый пласт жизни. Например, поставленные в будущем планы, пережитые (там же) эмоции, полученный опыт, оставленная обратная связь, заработанные деньги - все это отныне упущено. Потеряно что-то чего мы могли бы получить благодаря этим отношениям.

И таким образом любая утеря контакта со значимым человеком - превращается в потерю из потерь. А утрата контактов с 14-ю тысячами людей (пусть даже не все из них были значимыми для меня) и вовсе переживается, почти как катастрофа.

Я был деморализован.

В подобной ситуации (когда возбуждение и воодушевление наталкивается на кажущуюся непреодолимой преграду) я, как психолог, вижу только 2 стратегии поведения.

1) Супергеройская.

Заключается она в немедленных попытках обесценить значимость потери (да подумаешь!), проигнорировать ее (да ничего страшного не произошло) или попытаться избежать глубокого осознавания произошедшего, обманув самого себя и сосредоточившись исключительно на позитиве (все что ни делается, то - к лучшему, справлюсь, фигня).

На короткой дистанции такая стратегия может показаться привлекательной и перспективной. Мужчины (а я фокусируюсь в своей работе именно на них) традиционно склонны к этой реакции на потери и неудачи.  

Но на более длительном периоде она оказывается убыточной. Поскольку вытесненный негатив, неоплаканные потери, не признанный ущерб - никуда не деваются. Словно профессиональные саботажники они фоново подрывают эффективность человека, лишают его сил и так или иначе провоцируют на очередные неудачи - чтобы тот все же имел повод завершить горевание.

Именно поэтому, если мне позволяет обстановка, я предпочитаю другой путь, другую стратегию.

Вот она:

2) Человеческая.

Оплакать утерянное.

Работа горя - это психический процесс, который помогает человеку перестроить свою картину мира в соответствии с новой реальностью. 

Реальностью, в которой больше нет значимого человека, например. Или любимой работы. Вещей, к которым испытывал привязанность. Привычного уклада жизни.

Горевание - это очень важный и полезный процесс в жизни любого ЗРЕЛОГО мужчины. 

И как, наверное, понятно из самого его названия, основные переживания в нем - это грусть, печаль, тоска. Основная поведенческая реакция - слезы (текущие ручьями или просто предательски подступающие к глазам). А основная поза - поникшая.

Традиционно горевание больше поощряется у женщин. А плачущий мужчина вызывает не сочувствие, а отторжение. Но если не прерывать его супергеройскими лозунгами, марш-бросками и вызовами, а дать себе побыть слабым и уязвимым - гревание не длится слишком долго (хотя в зависимости от потери это могут быть разные сроки). Не превращается в затяжную депрессию (депрессией грозит, как раз супергеройский способ). А взамен его приходит более ресурсное состояние.

И в этом нет ничего странного. Ведь

Более адекватное восприятие, понимание реальности и более адекватная картина мира делают человека более успешным.

 Это логично и неизбежно.

Вот и я, пока писал эту статью, грустил и оплакивал утраченные перспективы достучаться до своих подписчиков, вдруг увидел иной, вполне себе очевидный (теперь) выход из сложившейся ситуации. 

мужской психолог
Дмитрий Трефилов
Теги: потери, проживание горя
Комментарии
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
наверх
вниз