Платите нищим за работу

Автор - Трефилов Дмитрий
Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Небесное
Евангелие от Луки (Гл.5, Ст. 20)
А нищих необходимо и вовсе убрать.
И подашь им – чувствуешь себя виноватым
и не подашь им – чувствуешь себя виноватым.

Ницше «Так говорил Заратустра»

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Давно хотел поговорить с Вами о таком заметном, распространенном, в чем-то удручающем и поистине неискоренимом в течение многих тысячелетий явлении, как нищета. О ее роли в нашей жизни, о влиянии, которое она оказывает на окружающих и о той пользе, которую приносит нищета Настоящему мужчине. Да-да, именно так – о пользе, которую нищета приносит Настоящему мужчине. И причем не собственная нищета, а нищета чужая.

Я недаром начал эту статью с двух отличающихся по смыслу и по отношению к нищете эпиграфов. Первый взят из Библии и обещает нищим вознаграждение на Небесах. А второй – из менее значимой, но не намного менее известной книги немецкого философа, который осуждает нищету и призывает нас к ее скорейшему искоренению. Причем, следует признать, к искоренению довольно радикальному. В современном обществе отношение к нищете и нищим также можно условно разделить на две подобные группы. Граждане, являющиеся сторонниками первой, считают это явление злом и позором современности. Они отворачивают головы, проходя мимо убогих и калек, и считают, что власти должны пресекать появление таких людей на улицах города. Они яростно осуждают бездействие самих нищих и их нежелание изменить свою жизнь к лучшему. Вторые же относятся к ним более терпимо. Они считают, что людям, которые не способны позаботиться о себе сами, необходимо помогать. В частности, подаянием. Они считают благотворительность своей обязанностью и долгом. Цель этих людей не искоренение нищеты, а, скорее, облегчение жизни самих нищих.

К какой группе людей относитесь Вы, мой уважаемый читатель?

Несколько раз знакомые мне люди, ставшие свидетелями того, как я подаю нищим сравнительно крупные суммы денег, задавали мне вопрос о том, не думаю ли я, что тем самым оказываю нуждающимся медвежью услугу? Не считаю ли я, что подобное мое поведение приносит нищим лишь вред, поскольку приучает их не делать ничего для того, чтобы взять ответственность за свою жизнь на себя и самостоятельно зарабатывать деньги, а помогает им вести паразитический образ жизни? И не кажется ли мне, что чем больше будет людей, которые дают подаяние, тем больше будет и тех, кто это подаяние желает взять?

Разумеется, я об этом думал. Тем более что средства массовой информации регулярно шокируют нас репортажами о мафии нищих. Рассказывают нам о жестоких и аморальных людях, отбирающих у тех деньги и устанавливающих нечто вроде ежедневного плана по сбору подаяний. Думал. Но, тем не менее, все эти рассуждения не убедили меня в том, что нищим давать деньги нельзя. Поскольку я не даю подаяние, а плачу им за их работу.

О чем это я? О том, что вовсю использую наемный труд бомжей? Нет. Разумеется, нет. Работяги из них чаще всего действительно никудышные. Нет. Я говорю о том, что они УЖЕ выполнили часть работы, за которую мне необходимо им заплатить. И я всего лишь выполняю свою часть договора.

Чтобы пояснить свою мысль, я приведу в пример один довольно известный анекдот:

В одном селении практически одновременно умерли священник и водитель автобуса. Оба вознеслись на небеса и предстали перед судом Всевышнего. После краткого обзора жизни каждого из них, Господь направил священника в ад, а водителя автобуса пригласил в рай небесный. Разумеется, пораженный таким выбором священник, взмолился: «Господи, почему ты рассудил так? Я, бывший священник, всю жизнь прожил, стараясь не грешить, и служа тебе в храме твоем. А ты отправляешь меня на вечные муки. Этого же водителя, который всю жизнь провел в грехе, напиваясь спиртным, и, в каждом рейсе рискуя жизнями хороших людей, ты зовешь на небеса. Разве это справедливо?». На что Господь ответил ему: «Все очень просто, священник. Когда ты читал проповеди в храме моем, даже самый богобоязненный слушатель засыпал от скуки. А когда этот водитель садился пьяный за руль и вел автобус, даже самый циничный безбожник начинал молить меня о прощении и просить сберечь его жизнь».

Я не стану утверждать, что нищета – это замечательное явление и его необходимо поощрять. Нет, разумеется, речь не об этом. Если у меня появляется возможность реально помочь кому-либо из нуждающихся выбраться из нищеты, я с удовольствием это делаю. Но мысль, которую я хочу донести до Вас, уважаемый читатель, заключается не в этом. Я хочу сказать, что нищие УЖЕ выполняют социальную работу, за которую им необходимо заплатить. Какую? Воспитательную.

Во-первых, они помогают мне стать лучше.

Вы когда-нибудь пробовали помочь сильному и уверенному в себе мужчине? Никогда не предлагали поддержку тому, кто сам с легкостью справляется со всеми трудностями? Согласитесь, ощущение после такого предложения довольно глупое. Это как предложить помочь донести сумки чемпиону по тяжелой атлетике. Или дать на чай миллионеру. Человеку, который не нуждается в помощи, помочь крайне трудно. Другое дело – человек слабый и немощный. Так, если кто-то сам не в состоянии донести сумки до дома, Вашу помощь он примет с благодарностью и радостью. Если кто-либо не знает, как заработать дополнительный рубль, но очень хочет этого, Ваше финансовое вливание он воспримет с превеликим удовольствием. И так далее.

Таким образом, ТОЛЬКО благодаря тому, что на свете существуют люди слабые и немощные, Вы сами можете проявить себя, как человек щедрый, добрый и заботливый.

Давая подаяние, Вы тренируете в себе лучшие качества души. Щедрость, доброту, заботливость, благородство и высокую нравственность. Разумеется, нищие – это не единственные люди, которые помогут Вам проявить эти качества души. Но их найти проще всего. И они ОДНОЗНАЧНО нуждаются в Вашей помощи. Чего не всегда скажешь о других людях. Порой даже самые нуждающиеся в помощи люди могут отвергнуть ее по причине собственной гордости. Нищие же духом этого точно не сделают. И в этом их социальная роль – они помогают нам стать лучше. ТРЕНИРУЮТ в нас лучшие качества характера. Выступая в роли спарринг-партнера. Как водитель автобуса, который наставлял безбожников на путь истинный благодаря своему пьянству, нищие помогают нам развиваться и становиться лучше только тем, что сами не способны решить собственные проблемы.

Во-вторых, они являются примером того, к чему может привести бездействие и непринятие ответственности за свою жизнь на себя.

Эта их роль более заметна и используется большим количеством людей, по сравнению с первым пунктом. Видя, как плохо живут те люди, которые не берут ответственность за свою жизнь на себя, мы сами начинаем шевелиться. Подобный пример перед глазами стимулирует нас, делает активнее и помогает бороться с ленью. Оказаться на месте нищих нам не позволяет гордость, любовь к комфорту и инстинкт самосохранения.

Таким образом, давая подаяние, уважаемый читатель, Вы, во-первых, становитесь лучше. А во-вторых, благодарите их за ту работу, которую они для Вас выполнили.

И еще. Не имеет значение, на что они потратят Ваши деньги. На водку, еду или уплату налогов своей мафии. Это уже не наше дело. Вряд ли Вы станете поощрять работодателя, который не платит денег работнику, только потому, что считает, будто работник не умеет обращаться с деньгами. Вряд ли поддержите того, кто снижает зарплату, считая, что все равно работник пропьет эту часть или потратит ее на недостойных внимания женщин. Потому что это не его дело! Он платит деньги не ДЛЯ чего-то, а ЗА что-то. То же самое касается и подаяния. Вы платите не «для», а «за».

Разумеется, это только мое мнение и моя система. Хотите, пользуйтесь ею, а хотите – нет. Замечу лишь, что чем больше Вы платите нищим, тем больше работы они для Вас выполняют. Тем лучше Вы становитесь и тем быстрее достигните личных целей в нравственном самовоспитании.

Удачи Вам!

мужской психолог
Дмитрий Трефилов
Теги: благотворительность
Комментарии
hoplite
В статье смешиваются понятия "нищие" и "просящие подаяние". Многие действительно нищие не просят подаяние, и многие просящие подаяние- не нищие.
"Таким образом, ТОЛЬКО благодаря тому, что на свете существуют люди слабые и немощные, Вы сами можете проявить себя, как человек щедрый, добрый и заботливый." "Разумеется, нищие – это не единственные люди, которые помогут Вам проявить эти качества души. Но их найти проще всего. И они ОДНОЗНАЧНО нуждаются в Вашей помощи. Чего не всегда скажешь о других людях. Порой даже самые нуждающиеся в помощи люди могут отвергнуть ее по причине собственной гордости. Нищие же духом этого точно не сделают." Это называется "самоуспокоение". Таким образом не заботливость проявляется, а глушится своя совесть. А если ещё и не думать о том, куда идут эти деньги... То получается "я сделал всё, что мог, а дальше, хоть трава не расти". Истинная помощь выглядела-бы следующим образом- подошёл к просящему подаяние, поговорил с ним, узнал о его проблемах, помог их решить- устроил на работу, помог избавиться от алкоголизма... Не хватает сил и возможностей на такое, тогда, конечно, можете протянуть пару медяков для успокоения своей совести и считать что сделал великое дело- усовершенствовал свой дух. Вообще, Дмитрий, в данном случае Ваша статья демонстрирует гибкость человеческого разума- даже в отрицательных действиях найти положительное. Это я уж не говорю о том, что есть много людей, поставленных на грань выживания, но не просящих милостыню, поэтому Вами не замечаемых, и они с удовольствием приняли-бы Вашу помощь, но для этого надо уметь её предложить. Кроме того, Вы явно не понимаете смысла первого эпиграфа. В действительности, открою Вам секрет, есть много трактования смысла этой фразы. Например трактование патриарха Кирилла "нищие духом" это "смиренные перед волей Божией". Есть гораздо более сложные обьяснения. До того, как прочитать такие варианты обьяснений, я лично, считал что дело было просто в неверной установке акцентов, и смысл звучал как "Блаженны нищие (блаженны чем?) духом..." То есть "Нищие блаженны духом...". В любом случае глупо считать что "нищие духом"="нищие" и тем более ="просящие подаяние", иначе, зачем тогда тут слово "духом"? Вы, Дмитрий, можете сказать что это мелочи, но это базовые мелочи. С разрушением её вся Ваша цепочка рассуждений рушится. Ваша беда в том, что вы плохо прорабатываете свои статьи. Вроде-бы есть мысль, но из-за пробелов в логике или знаниях всегда остаётся какое-то ощущение незавершённости. Как говорится "В ваших произведениях есть и новое и оригинальное, но оригинальное не ново, а новое не оригинально". Иногда такое ощущение, что читатели и критики уделяют на разбор ваших статей больше времени, чем Вы сами.
№1 | 30.10.2009
)) Подозреваю, что это Вы, hoplite, СЧИТАЕТЕ, будто тратите на разбор моих статей больше времени, чем я. А не подписчики. Понимаю, почему ;)

То, что своей трактовкой я как бы приравнял нищих и нищих духом - это не такая уж и логическая ошибка, на мой взгляд. Утрирование, может быть. Ненужное обобщение, да. Но не такая уж и ошибка. Смирение, о котором Вы говорите, нежелание бороться с обстоятельствами - где это более ярко выражено, чем в нищите?

Что касается Вашего анализа моих статей, то Вы в очередной раз выщипываете фразы из текста, которые помогают Вам укрепить свою позицию и почему-то не замечаете других. Если я призываю помогать нищим, разве я не призываю не помогать остальным? Разве я призываю оставлять без помощи тех, кто поставлен на грань выживания, но не просит помощи?

Это Ваши домыслы, которые Вы зачем-то приписываете мне.

Кроме того, никакой критики не выдерживает Ваше предложение давать нищим работу, вытаскивать их из алогольной зависимости и т.п. Очень сомневаюсь, что Вы сами следуете своему лозунгу. Иначе бы знали, что помочь человеку свыше того, что он готов взять НЕВОЗМОЖНО. Пытаясь насильно дать ему больше, чем он просит, Вы попадаете в треугольник Карпмана. Почитайте об этом
№2 | 30.10.2009
hoplite
У Вас, Дмитрий, есть любопытный трюк, сказать "я понимаю почему вы так делаете" и потом многозначительно промолчать. Как-то дёшево это. Знаете что сказать- говорите, нет- зачем делать вид, что знаете. "Смирение, о котором Вы говорите, нежелание бороться с обстоятельствами - где это более ярко выражено, чем в нищите?" Смирение тут в другом смысле. Смирение как нероптание перед испытаниями, посланными Богом. Например произошло наводнение, дом смыло, человек остался без жилья, но он со смирением воспринимает данную ситуацию, и строит себе другое жильё, не жалуясь на судьбу, посланную небесами. Если-же он начнёт пить и валяться под забором, жалуясь (или даже не жалуясь) всем на свою горькую судьбу- он уже не смиренен. Так что основная масса просящих подаяние- не являются смиренными (нищими духом). "Что касается Вашего анализа моих статей, то Вы в очередной раз выщипываете фразы из текста, которые помогают Вам укрепить свою позицию и почему-то не замечаете других. Если я призываю помогать нищим, разве я не призываю не помогать остальным? Разве я призываю оставлять без помощи тех, кто поставлен на грань выживания, но не просит помощи?" Формально вы этого не делали. Но формально я тоже не написал что Вы это сделали. Но! Написав абсолютно правильную фразу "Таким образом, ТОЛЬКО благодаря тому, что на свете существуют люди слабые и немощные, Вы сами можете проявить себя, как человек щедрый, добрый и заботливый.", Вы предлагаете помогать просящим подаяние. Аналогия- Вы идете по улице и Вас просит донести сумку здоровенный детина, которому просто лень это делать самому. Я не говорю о том, что это плохо, нравится тащить- тащите, но рядом с вами может ковылять старуха, которой эта помощь может быть действительно необходима, но из смирения, а вовсе не из гордости, она не будет просить Вас о помощи. Кстати, следуя принципу душевной нищеты- смиренности, Вы, при оказании кому либо помощи, не должны считать себя "щедрым, добрым и заботливым". Ибо это не вы подаёте, а Бог через вас подаёт. Иначе, подавая, вы будете подпитывать свою гордыню. Что касается последнего абзаца, Вы правы, я не вытаскиваю спившихся из алкогольной зависимости. Это просто одна из форм помощи. Но я не считаю что им нужна помощь, так что я не делаю ни того, ни другого. Наоборот, следуя Вашей логике, оказывая ЛЮБУЮ ПОМОЩЬ человеку, который не в состоянии ей воспользоваться на благо себе, мало того, регулярно оказывая её, безразлично по каким мотивам, мы попадаем в треугольник Карпмана-Берна. То есть Вы уже в нём. Преследователь- судьба, Жертва- нищий, Спаситель- Вы. Если-же более точно разбирать Ваш последний абзац, то попасть в этот треугольник можно и без того, чтобы давать человеку "свыше того, что он готов взять". Ранее я не читал про этот треугольник, спасибо за совет, но игры Берна, на которых треугольник основан, не подразумевают того, что надо давать больше того, чем просят. Достаточно просто включиться в игру. Почитайте об этом ;). И ещё. Предлагаю такой метод тренировки бескорыстия- берите и ту сумму, которую Вы тратите на раздачу подаяния, просто выбрасывайте. Выйдите на улицу, выньте купюру (сколько вы подаёте? 10, 50, 100 р) и просто выбросьте. Кому суждено, тот подберёт. В этом случае Вы вообще устранитесь от процесса (Я совершенно серьёзно, ни каких подколов). И ещё одно. То, что на какую либо Вашу статью хочется написать критическое замечание может говорить не только о том, что, например, мне хочется Вас уязвить (каюсь, есть такой мотив, но оооочень маленький), но и о том, что данная статья плохо проработана, что вы недостаточно о ней думали, недостаточно проанализировали и упорядочили свои мысли, недостаточно обсудили своё мнение со своими друзьями- знакомыми- коллегами. Проще говоря- выложили сырой продукт.
№3 | 2.11.2009
Извините, hoplite, но может Вы сами начнете прорабатывать свои комментарии?

Половина из того, что Вы написали интересна, но другая половина - Ваши собственные домыслы, в которых Вы почему-то обвинили меня. Если мои совершенно очевидные слова воспринимаете как-то по своему, то кто в этом виноват?

У меня нет никакого желания тратить время на разбор этого. И не потому что это мой трюк. Просто я считаю, что человек, который тратит столько времени на разбор моих статей, но не удосуживается потратить время на критику своих комментариев, втягивает меня в ненужный мне спор.

На сем тему закрываю.
№4 | 2.11.2009
hoplite
К сожалению, Вам явно нечего ответить.
А знаете, если не вдаваться в детали, а ограничиться тезисами, то причины, по которым надо платить нищим у Вас не доказаны. "Во-первых, они помогают мне стать лучше." Выше я уже написал почему они не помогают стать лучше. Они поощряют гордыню и отнимают ресурсы у действительно нуждающихся. Так что лучше им вовсе не платить. "Во-вторых, они являются примером того, к чему может привести бездействие и непринятие ответственности за свою жизнь на себя." То есть получается что своим подаянием вы намеренно держите их в таком состоянии. Это с одной стороны, а с другой, если нищий занимается этим профессионально, а не вынужденно, то, так как все знают о том, что это только игра, воспитательная сторона пропадает, а значит платить так-же становится не за что. Значит платить нищим не надо :). Согласитесь, Дмитрий, это забавно :)
№5 | 2.11.2009
Алексей Кисель
Спасибо Вам Дмитрий за статью. Я часто думаю стоит ли подавать людям, ведь в последнее время их число возросло и по дороге домой встречаешь 3-4 таких "работников". Кода еду в университет мне необходимо спуститься в подземный переход,там штатно стоит бабушка которая с 7 утра стоит с пластмассовым стаканчиком, ложа ей монету, она чуть перегодя скидывает её себе в пакет, и тем самым такой человек как я пожалеет её что никто ей не подал откажет себе, но даст ей. И она стоит каждый день кроме субботы и воскресения. В моём раёне расположены супермаркеты и людей там проходит не тк уж и мало. Теперь я намерен подавать инвалидам. проезжая в троллейбусе я увидел как молодой человек (студент) отдал свои перчатки нищему, незнаю был ли тот инвалидо или просто нищим. Неважно! Лично меня этот поступок задел, что есть ещё такие добрые люди с такими тёплыми сердцами, огромное ему спасибо и если была возможность я лично его поблагодарил бы и пожал бы ему руку!
№6 | 12.02.2011
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
наверх
вниз